Стамбул, март 2014

Стамбул 8-12.03.2014

Стамбул никогда особо не фигурировал в наших планах. Может, на уровне неопределенного «ну, как-нибудь съездим в Стамбул». А тут на зимнюю поездку в Австрию мы смогли получить только разовую визу, а не мультивизу на год. Соответственно, наши планы сделали крутой поворот в сторону Азии и в частности безвизовых стран. Была еще идея, чуть не вылившаяся в поездку, съездить в Ясну (Словакия) на лыжи и получить мультивизу под эту поездку. Cначала у нас быстро набралась достаточно приличная группа людей. Потом она также быстро растворилась. Ситуация со снегом там не впечатляла (все черные трассы закрыты). В Ясне мы с Лешей были четыре раза (до детей). Да, и вечным просителем в посольствах надоело быть. Поэтому было решено Словакии отказать. А тут еще подвернулись хорошие билеты. Причем с ними было все хорошо – и время прилета и вылета, и сроки поездки, и цена. К тому же, мы решили снова захватить мою тетю, но не «на работу» (как в Австрии), а «на отдых». За месяц до поездки мы взяли билеты, жилье искали недели полторы-две. Выбирали между квартирой возле площади Таксим (там, где у них митинги и вообще весь бизнес) и квартирой на азиатской части с видом на Босфор. Сначала победила площадь Таксим и простота поездки из аэропорта (прямой шаттл). Дважды бронировали через сайт www.holidaylettings.co.uk, после оплаты появляется страница об ошибке, но деньги с карты списывали. И через 5 минут приходило сообщение об отмене покупки из моего банка. Звоню в банк, у них все нормально, отказ идет от продавца. Написала хозяину, написала в клиентскую поддержку. Вопрос не решился. Поэтому в итоге победил «вид на Босфор» и возможность ежедневно ездить из Европы в Азию и назад. Вполне могу рекомендовать сайт www.housetrip.com. Простая процедура бронирования, хозяйка квартиры получает деньги через сутки после заселения. Так что покупатель «застрахован».

Сроки поездки мы сознательно выбрали такими, чтобы не пропустить утренник у Полины в садике. Достали воспитателей вопросами «когда?». Утренник благополучно прошел 6 марта, Леша как раз смог решить все вопросы (начало и конец месяца у него напряженные) на работе. Так что вылет 8 марта был идеальным.

В это время у нас в Киеве обострилась политическая ситуация, революция давно перестала быть мирной и переросла в кровавый кошмар. Народ, вроде бы, победил, от президента, вроде бы, избавился, жить стало несколько спокойнее. Но Россия решила воспользоваться моментом и что-то себе оттяпать: если не всю Украину, то хотя бы Крым. И все снова напряглись. Все-таки вторжение чужих войск на территорию нашей страны, хоть и за 1000 км, оптимизма не добавляет. На этой грустной ноте мы не исключали вариант остаться в Турции на какое-то время, если по всей стране начнутся военные действия. Без визы украинцы тут могут находиться 60 дней. Я потихоньку изучала Стамбул, хотя все нервы и внимание были прикованы к событиям в нашей стране. Накануне вылета прогноз погоды не сообщил ничего хорошего: +6-8 и постоянный дождь в Стамбуле и +10-13 и солнце в Киеве. Нерадостно.

7.03. У Полины в садике короткий день, но домой я с детьми я еду как обычно – в 6. Готовим ужин, дети убирают игрушки, приезжает Ира, у детей прилив возбуждения, Леша возвращается с работы, ужин. Неспешно едим, разбираем с Лешей стирку. Начинаем собирать вещи. В процессе Леша ложится на кровать с телефоном посмотреть новости и засыпает. 10 часов вечера, прекрасно. Детей удалось усыпить стихами Есенина в полпервого. Ну, и я собираюсь в гордом одиночестве хорошо за полночь. Попутно еще что-то смотрю в интернете. Закончила почти в 4 часа. Чемодан собираю первый раз. Обычно я все скидываю на кровать, а Леша уже пакует и пихает в чемодан.

8.03. Подъем в 7 часов. Завтрак, собираем еду, выезжаем в 8:15. Нужно заехать за Таней. В соседнем селе в двух местах стоят гаишники, и не просто стоят, а работают. Киев, Таня, дорога свободна везде. Возле цветочных ларьков толпища машин и мужчин. Я почему-то, глядя на них, вспоминаю, как лет 11 или 10 назад Леша подарил мне цветы – красивые желтые тюльпаны «с рюшиками» - но как же адски они воняли! Аэропорт Борисполь, регистрация, секьюрити, паспортный контроль. Людей достаточно много, есть очереди, дети начинают бесноваться. Прилетел наш самолет. Летим Турецкими авиалиниями первый раз. Дети потребляют второй завтрак. Посадка на борт, места у нас все в одном ряду, и по факту так мы шестью креслами и пользовались. Самолет полупустой. Взлет, Петька скачет. Ну, когда ж уже придумают подставки для детей? На обратном пути нужно будет попросить ремень детский и, вероятно, поскандалить. Обед, кормят хорошо. В этом плане туркам зачет. Яркое киевское солнце сменяется облачностью, а затем и вовсе плотными тучами. Понравилась камера под кабиной пилота, которую транслируют на втором канале (у каждого есть свой экран и управление). Особенно на посадке это выглядит как мордой об асфальт. Приземлились хорошо, ждем коляску, ее нет. Полина с Лешей в туалет. Петька носится по терминалу. Идем на паспортный контроль, а там очередь на час. Как мы все устали! Не ожидали, что в городе с населением 15 миллионов так все в аэропорту запущено. Прорвались. Кстати, Стамбул – это не курортная Анталья, где все полуголые ходят. Многие женщины носят хиджаб, причем кто-то открывает только зрачки, кто-то глаза, кто-то лицо, есть такие, которые только волосы прячут. Мне стало жутко интересно, чем эта закрытость регулируется (страной, религией, законодательством, мужем), как они живут, как к врачам ходят, ну, и как паспортный контроль проходят. Ужасно интересно! Я таки смогла подглядеть. Они на секунду открывают лицо перед пограничником, причем муж стоит рядом и контролирует, чтобы больше никто ее лица не увидел. Меняем деньги, комиссия в аэропорту 4%, хотя в городе комиссию не берут. Такси, взяли обычную машину, Петька на руках у Леши сразу заснул. Полина на моем плече прикорнула. Я периодически проваливаюсь в сон (спала-то я 3 часа). В Стамбуле пробки! Ехать нам с двумя пересадками, поэтому решили взять такси (зря, конечно, лучше бы на транспорте с пересадками – быстрее было б). Хозяйка сказала, что ехать 30 минут и стоит это 50-60 лир. Ага, ехали мы почти полтора часа, а денег срубили 110 лир: проезд 95 лир, за чемодан 5 лир, за коляску 10 лир. Водитель на месте не мог найтись и сам названивал хозяйке. Нашлись, поселились. Наша квартира на минус втором этаже. Но дом стоит на склоне, поэтому у нас отличные окна и балконы, и прекрасный вид на Босфор. Только погода не способствует видам. В квартире проблема – не работает отопление. Хозяйка обещает разобраться. Обедаем еще раз. Время – 16:30, пока чесались и собирались, начало темнеть. Леша хочет на кораблик. Ладно, собрались, идем. На улице – дождь. Нам нужно спуститься по лестнице, которая выходит к пристани Üsküdar. Находим нужный причал, корабли ходят часто – каждые 5-10-20 минут. Покупаем Стамбульскую карточку – это типа электронный кошелек. Потом кладем на нее денежку и можно ехать. Одной карты на всех достаточно. Дети бесплатно. На входе в любой транспорт турникет, все четко, брошюры с расписанием в достаточном количестве. Ждем кораблик минуты 2. Кораблик реально большой, но старенький. Идем на верхнюю палубу, дети в восторге. Плывем в центр. Пешеходные переходы – понятие тут относительное, каждый все равно переходит, как и когда хочет. Перед нами Новая Мечеть (Yeni Cami), собираемся зайти, но муэдзин начинает свой призыв к молитве (азан). Я читала, что во время молитвы туристов не пускают. Ну, если выгонят, придем позже. Леша с Петькой идут менять деньги, а мы заходим во двор мечети, внутри фонтан, в котором совершают омовение ног, перед входом все снимают обувь, тут же рулоны полиэтиленовых пакетов для обуви, ступаем на ковролин и заходим внутрь. Мы в мечети первый раз. Мечеть красивая, нравится роспись и плитка. Посередине заборчик, дальше туристам нельзя. Мужчины заходят дальше, имам читает молитву (намаз), они периодически грохаются на колени и касаются лбом пола. Женщины молятся отдельно – справа и слева от входа загородки, там женщины могут спокойно молится, и никто не будет на их зад пялиться. Плюс молиться нужно с открытым лицом, так что загородка – идеальное место для женщин. Хотя в целом женщинам молиться в мечети не обязательно. Можно где угодно. Духовенства в исламе нет, подобия икон нет, образа Аллаха нет. Молятся только Аллаху (это слово с арабского обозначает Бог и не имеет множественного числа, женского рода, уменьшительных вариантов, и не может быть частью слова), обращаясь лицом к Мекке (Саудовская Аравия). Кстати, немусульманам въезд в этот город запрещен. Послушали молитву, выходим. Леша с Петей уже тут. Полина хочет в туалет. Я читала, что туалет в Стамбуле часто совсем не то, к чему мы привыкли в Европе – и по чистоте, и по удобству. Так и есть. Сходили на травку. Надо бы раздобыть карту города. Я предлагаю идти к Мармарею, там должна быть туристическая информация. Так и есть, только она закрыта. Но в информационном окошке для поездов (тут еще вокзал находится) нашлась одна карта. Идем на Мармарей – метро под Босфором. Обычное метро, глубже, чем все остальное в Стамбуле. Платформы очень длинные, наверное, в будущем планируют больше вагонов пускать (реально платформа в два раза длиннее состава). Одна станция, и мы в азиатской части Стамбула. Идем в магазин Üḉler. Дети устали и голодные, Петька истерит, судорожно пытаемся купить продукты и разобраться с ценами. Честно говоря, продукты дорогие. После магазина мне кажется, что путевка «all inclusive» - это совсем недорого. Дома быстренько готовим ужин, Леша еще раз спокойно идет в магазин, дети накормлены, всем полегчало. Дети скачут, мы ужинаем. Укладывались дети под Лешину сказку, которую он пытался читать с телефона заплетающимся языком. Как обычно, Леша заснул раньше, потом я уложила детей.

9.03. Подъем в 7 часов. Дети уже на ногах. Идем к ним тискаться. Завтрак. Полина скандалит – это не буду, то не хочу, что буду – не знаю. В итоге соглашается на творог киевский (хорошо, что я перед поездкой много накупила и сообразила взять с собой). Собираемся долго, выходим в 9:30, идем на кораблик. Дождь неприятно моросит. Снова едем в центр к пристани Eminӧnü. На пристани покупаем детям бублики с кунжутом. Вкусная штука, и кунжута там от души, а не как у нас мак в пироги кладут. Бублики пришлось в итоге каждый день покупать, как ритуал. Идем гулять по центру. Снова заходим в Новую Мечеть. Сейчас там пусто и можно спокойно на все посмотреть. Дальше двигаемся немного в сторону Золотого рога. Египетский базар или базар специй обходим по краю, мечеть Рустэм Паша. Тут вообще очень мало людей, Полина развалилась на полу и требовала ее фотографировать (фоткать можно, только не во время молитвы). Идем через какой-то еще базар (тут весь город – базар) наверх к мечети Сулеймание. Мечеть очень большая и светлая. Построил ее султан Сулейман, женой которого была Роксолана или Султан Хюррем (с турецкого - веселая). Оба они похоронены на кладбище при мечети (было закрыто). Тут же мы увидели турецкую свадьбу. В целом, все, как и у нас, только платье более закрытое – без декольте. Но такое же в обтяжку. Спускаемся вниз к мечети Шехзаде, дети канючат и хотят есть. Заходим в забегаловку почти напротив мечети. Скажем так, далеко не каждый турист рискнет в такую зайти, тем более с детьми. Но дети хотят кушать немедленно, поэтому обедаем здесь. Весь наш заказ оказался вполне съедобным и, как по мне, вкусным: рис Полине, баранина Леше, чечевичный суп и салат из баклажанов мне. Острого ничего не было. Вдобавок Леша еще получил лаваш, а я какую-то лепешку – что-то между лавашем и хачапури, плюс 2 чая. И самое главное – тут было тепло. Поели мы на 11 долларов на троих (вчера еды накупили где-то на 100 долларов, может и больше, а холодильник, по сути, пустой). То есть, получается, что готовить самим дорого, а питаться в общепите дешево. Конечно, в общепите мы не ели сладкого, и общепит не ресторан и чуть в стороне от основного потока туристов. Но в целом – показательно. Кстати, русские сюда заходили через одного. Всем полегчало. Идем дальше, Петя спит в коляске. Выходим к мечети Беязит и на площадь Беязит. Оставляем слева Большой базар (читала, что там все дорого), выходим на улицу Диван Йолу, по которой ходит трамвай. Надо сказать, что трамваи ходят реально один за другим, причем каждый трамвай состоит из 3 больших вагонов. Двигаемся к центру, по дороге заходим в пару мечетей. Еще мы с Ирой зашли в Мавзолей Султана Махмуда Второго. Все очень скромно – склеп, в нем стоят саркофаги, накрытые покрывалом, сверху еще может быть тюбетейка на столбе и все. Выходим на площадь в конце улицу Диван Йолу. Слева – Святая София (Айя Софья), справа – Голубая мечеть. Более тысячи лет Cобор Святой Софии в Константинополе – так назывался Стамбул с 330 года до 1930 года – оставался самым большим храмом в христианском мире, вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Сейчас это музей. Визуально Святая София очень обшарпанная, в тряпках каких-то, Голубая мечеть наоборот – прилизанная, приличная и очень большая. Сначала идем в Софию. Нас пускают в обход очереди, потому что мы с детьми и с коляской. Внутри все тоже не первой свежести. Особая ценность Софии – в мозаике, хотя она сохранилась далеко не полностью. Мозаика использовалась вместо росписи, потом была замазана штукатуркой, сейчас штукатурку сняли, но мозаики осталось не очень много, плюс все вперемешку с арабской вязью и исламскими узорами. Посреди музея стоят строительные леса до потолка. В общем, я не впечатлилась. Идем на улицу. Ну, раз мы уже посетили Софию, то нужно идти в Голубую мечеть, потому что Султан Ахмет I, который эту мечеть построил в 1616 году, намеревался построить мечеть, которая бы красотой превзошла Святую Софию, а величием – храм Кааба в Мекке. Так что нужно сравнить, пока впечатления свежие. Вообще-то это мечеть Ахмедие или мечеть Султана Ахмета І, но везде ее называют Голубая мечеть. Это связано не с цветом мечети, она, как и большинство мечетей, – серая, а с цветом плиток, которыми покрыты стены внутри и которых там более 200000. Сама по себе мечеть большая (высота купола 43 м) и светлая (260 окон), с шестью минаретами (обычно 4 или 2). Внутри много изникской голубой плитки с разнообразными узорами, но как-то не цепляет она. Кстати, в мечетях часто есть отдельный вход для мусульман и отдельный для «неверных», то есть, туристов. Обычно, это такой же вход, но немного с другой стороны. В Голубой мечети это реально какой-то черный ход с размером дверного проема как у нас в пещерах Киево-Печерской Лавры (Лавра), то есть очень полный человек не просочится. Идем на улицу, дождь не заканчивается. Решили идти на Мармарей, но не на вокзал Sirkeсi как обычно, а на одну станцию назад на Yenikapi. Там много мечетей и церквей, и мне захотелось попутно еще что-то посмотреть. На площади Султанахмет или Ипподром два обелиска – обелиск Феодосия и обелиск Константина, – Немецкий фонтан и Змеиная колонна. И тут мне захотелось заглянуть в мечеть Малая Святая София (или Церковь Святых Сергия и Вакха). Я про нее читала. Смотрю на карту, нам надо обойти здание с другой стороны. Ира меня поддержала в этом порыве. Леше мы сказали идти в направлении набережной и потом по набережной. К мечети мы дошли, но надо ж Лешу догонять. Пытаемся его «перехватить», подрезая улицы поперек. Не выходит. Ладно, спускаемся чуть ниже и идем по дороге, Леши нет. Я волнуюсь, что они тут могут заблудиться, потому что почти прямая дорога на карте оказалась каким-то закрученным переулком. Кроме того, я понимаю, что никакой набережной нет, есть просто железная дорога и трасса вдоль моря. Нашли, где пересечь железку, но там совершенно не было тротуара, и был узкий проход. Я решила, что Леша сюда не пойдет с коляской. Возвращаемся на ту улицу, минут через 10 на пересечении с пешеходной улицей решаем все-таки свернуть к морю. Мимо кучи ресторанов выходим к рыбному рынку Кумкапы на набережной. Темнеет. Начинаю звонить Леше и писать смски. Трасса шумная, он ничего не слышит. Ладно, договорились же идти по набережной. Идем по набережной. Перезванивает Леша. Они уже на Мармарее. Немного поблукали, вышли на набережную позже, и попали к морскому вокзалу Yenikapi. Но потом нашлись. Ура! Ускоряемся, нам идти минут 10. Пришли, нашлись, спускаемся вниз. Добрый работник станции так усиленно помогал нам с детьми пройти через турникет, что я не успела пройти с детьми, и за проход детей считались денежки с карточки. Едем домой. Дети с Ирой остаются там играть, а мы идем за продуктами. Сходили в магазин и на базар. Купили рыбу, нашли недорогие фрукты (большие вкусные мандарины чуть дешевле одного доллара), набрали коробку лукума. Хотели купить детям творог, но нашли только соленый. Ужин, детские беснования, отбой.

10.03. Проснулись в 8, точнее нас разбудили детеныши. Завтрак, сборы, выходим в 9:40, снова кораблик в центр. Сегодня льет сильный дождь, на верхнюю палубу мы даже и не думаем соваться. Сидим внизу в тепле. Переехали в европейскую часть. Покупаем бублики. Снова идем к Мармарею, берем новую карту (вчерашняя совсем промокла), меняем денежки и движемся к дворцу Топкапы (Topkapi). Вроде и идти не далеко, но как мы промокли! Просто насквозь! На Полину накинули накидку, Петька в коляске сидит под накидкой, у Иры куртка зимняя, а мы с Лешей уже как-то весны хотели. Ноги мокрые, плечи мокрые, голова мокрая. Возле дворца парк Гюльхане (Gülhane), но нам не до гуляний, хотя парк очень приятный, а когда цветут тюльпаны (то есть в апреле), он просто неотразим. В кассу дворца очередь. Есть автомат по продаже билетов, туда очередь меньше и берет он только наличку. Стали сюда. Купили билеты, идем внутрь. Но дворец это не одно помещение, а какие-то отдельные части, вход через улицу. Некоторые помещения отапливаются, там мы задерживаемся подольше, точнее, сколько дети позволяют. Имеется гарем (за отдельную плату), комната с оружием, 4 комнаты с сокровищами, комната с часами, комната с портретами, комната с одеждой и еще пару комнат. Мебели практически никакой нет, комнаты пустые, сокровища и одежда очень бедные по сравнению с европейскими дворцами. Мне дворец не понравился. Не на что смотреть, вход дорогой. Гарем – вообще провал. Может, часть помещений была закрыта или на реставрации? Вот честно, Бахчисарайский дворец (Ханский дворец), - хоть я там была 8 лет назад – гораздо интереснее и богаче. Ира мое мнение полностью разделяет, Леше дворец понравился. Петя заснул у Леши на руках. Полина хочет кушать, перекусили. Дождь продолжает лить. Решили ехать домой, отогреться, просохнуть и вечером еще куда-нибудь сходить. Снова топаем ноками к Мармарею и на нем едем домой. Обедаем, сушимся, дети беснуются и скачут. Ира с ними играет, а мы с Лешей пригрелись под одеялом и вырубились. Мы реально очень замерзли. Причем дети играли громко, мы слышали их, но спали дальше. Дождь не стихает. Вечером Леша с Ирой сходили за продуктами, ужин. Дети сегодня очень буйные, вот видно, что не набегались. Много скандалили, но заснули хоть не мегапоздно.

11.03. Подъем в 8, завтрак, думаем, куда идти. Дождь моросит, хотя на улице существенно светлее. Снова идем на пристань, кораблик, вроде, дождь меньше, поднялись на вторую палубу (частично открытую). Приехали в центр. Традиционно Леша ведет Полину в туалет на травку, а потом покупает детям бублики с кунжутом. Кунжута много и корочка у бублика (а он почти весь состоит из корочки) очень вкусная. Если бублик горячий или теплый – вообще вкуснотища. С этой стороны Босфора дождь идет гораздо сильнее. Ну, что за беда такая! Решили пройтись вдоль Золотого рога (Haliḉ) – залива, который делит европейскую часть Стамбула на две части: историческую и деловую (старый и новый город). Сегодня я надела накидку от дождя, но с ней руки не спрячешь в рукава, поэтому руки мерзнут жутко. Мы хотели дойти до Железной церкви (Болгарская церковь Святого Стефана), которая полностью изготовлена из чугуна. Хотели дойти до Мечети Ейюп (Eyup Cami), первой мечети Стамбула, построенной после завоевания Константинополя. Это священное место для всех мусульман, самая почитаемая мусульманская святыня Турции и четвертая по значению святыня всего исламского мира после мечети Аль-Харам в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Но не дошли. Лил дождь, а на набережной еще и ветер в лицо присутствовал. Мерзкая погода! Не выдержали, сели на автобус, приехали на площадь Таксим. Кстати, в июне 2013 на площади Таксим были простесты, хоть и менее экстремальные, чем у нас на Майдане этой зимой. Вроде, дождь поутих. Нашли православную церковь Святой Троицы, открытой в 1880 году, с двумя колокольнями — крупнейший греческий храм в городе и первый купольный храм, строительство которого было дозволено в османском Константинополе, шоппинговую улицу Истикляль (Istiklal), старинный трамвайчик – один из символов Стамбула, Католическую церковь Святого Антония (Церковь Святого Антония Падуанского), спустились к башне Галата (Galata). К сожалению, башню мы даже не сфотографировали, лил дождь, фотоаппарат доставать не хотелось вообще. Сама улица Истикляль пешеходная, чем ниже, тем уже и круче она становится. Тем не менее, машины из перпендикулярных и не очень улочек – таких же и более узких и крутых периодически на нее выезжают и совершают дикие пируэты, вписываясь в поворот и насилуя двигатель. Внизу улицы Истикляль (в переводе – независимость) находится подземный фуникулер Тюнель, который поднимает пассажиров до исторического трамвая. Спустились вниз к пристани Karakӧy. Пока Леша ходил пополнять Стамбульскую карточку, я изучила расписание и пришла к выводу, что отплывающий кораблик был наш, а следующий через час. Ну, тогда идем на пристань Eminӧnü через мост Галата. Мост двухэтажный. На нижнем этаже находятся рыбные рестораны, где зазывалы очень навязчиво предлагают зайти и выпить. На верхнем этаже ездят машины и трамвай, а также дядьки ловят рыбу. Кораблик, пристань Üsküdar, дом. Дождь прекратился. Все промокшие и подмерзшие. Сушимся, обедаем, дети беснуются. Петька начинает сходить с ума. Укладываю его спать. Вечером мы с Лешей пошли погулять, дождь прекратился. Прошлись по базару и окрестным магазинчикам, посмотрели на местные пробки (рабочий день сегодня) и очереди на маршрутки. Продуктовый, ужин, укладывание детей. С хозяйкой договорились, что мы оставим ключи в квартире, потому как она на работе и подойти утром не сможет. Долго с Лешей думали, что делать с чемоданом. Таскать его с собой неудобно, но и ехать за ним через полгорода, по пробкам и перед аэропортом не стоит. Решили брать его с собой. И в аэропорт ехать на метро. А еще завтра погода должна стать чуть лучше.

12.03. Проснулись все рано, и погода действительно лучше. Облачно, солнышко пробивается, но и тучи ходят. Завтракаем, собираемся. Думали успеть на паром в Золотой рог на 9:30 (если я правильно поняла расписание), но не успели. Следующий – через час. Плюс почти час ехать. Поедем с пересадкой. Как обычно, садимся на кораблик до пристани Eminӧnü. Выходим, как обычно, туалет и бублик. Спросила, как проехать в музей Miniatürk. Добрый дядя сказал, что автобус за мостом. Перешли мост Галата, снова спрашиваем, снова ответ за мостом. В общем, первый дядя не особый знаток английского, потому как автобусная станция находилась позади моста. Нашлись, перед носом ушел нужный автобус. Ждем, садимся, едем. Ехать по узким и кривым улочкам. Как там автобус вписывается в повороты – это надо видеть. Про аккуратное вождение речь не идет. Водилы достаточно резко разгоняются и жмут на тормоз. Видели, как люди заходят в автобус, двери закрываются, и они успевают пару раз упасть, пока найдут себе место. Приехали в музей. Miniatürk – это музей под открытым небом, где выставлены турецкие и стамбульские достопримечательности в масштабе 1:25. Мы в подобном музее уже были – в Минимундусе в Австрии в 2009 году. Мне музей понравился. Я тут оторвалась за все предыдущие дождливые дни. Рассматривала каждый экспонат и слушала аудиогид. Причем аудиогид интересно сделан. Стоит столбик со сканером, сзади динамик. Подносишь свой билет, он сканируется, а ты слушаешь рассказ на соответствующем языке. На территории музея есть детская площадка, большие шахматы, лабиринт, игровые автоматы. Часть развлечений за деньги. Леша с детьми завис там. Потом все пообедали в ресторане, я ушла дальше окультуриваться и укачивать Петю в коляске. В конце экспозиции еще есть хрустальный музей (небольшая часть экспонатов создана в миниатюре при помощи света, лазера и стекла) и панорама турецкой войны со звуковыми эффектами. Есть еще один аттракцион, называется Flyride. Это симулятор в виде вертолета, который имитирует 2 варианта полетов – над Стамбулом и над Турцией. Леша с Полиной туда сходили и остались в полном восторге. И в мечеть летали, и под Босфор ныряли. Я бы тоже полетала, но уже времени особо не было, и мы начали двигать в сторону аэропорта. Подъехал автобус, сели, кое-как объяснились с людьми. Сложность была в том, что мы еще хотели выйти в центре, чтобы кое-чего купить. Приехали на линию метро, которая идет в аэропорт. Две остановки в сторону центра, я с Петькой остаюсь внизу с чемоданом, остальные уходят наверх. Станция конечная, но сделана без депо, то есть тупик. Причем данная линия метро после автовокзала расходится на две ветки. Соответственно поезда, следующие по маршруту 1а (в аэропорт), прибывают/отбывают только на левую платформу, а поезда, следующие по маршруту 1б, прибывают/отбывают только на правую платформу. Полчаса мы с Петькой провожаем и встречаем поезда. Леша с Ирой и Полиной возвращаются, ничего не купили, куча магазинчиков, но того, что надо, нет. Ну, значит, так и будет. Едем в аэропорт. Сидения как в нашей электричке, только на 2 человека. С одной стороны сидят Ира с Лешей, напротив Петя и Полина. Заходит женщина, двигает Петю и Полину и садится рядом с ними. Детям тесно и неудобно, но тетенька начинает с ними заигрывать, как ни в чем не бывало. Не люблю такую наглость. Петька начинает упорно пачкать тетку ногами, ему такая наглость тоже не по душе. Мы не возражаем. Кстати, в метро стало как-то очевидно, что явное большинство женщин в Турции соблюдают хиджаб. Аэропорт, сразу сканер, на котором мы успешно забыли фотоаппарат и пакет с едой. Когда все по ящикам раскладывали, забыли один ящик на конвейер поставить. Хорошо, что Леша перед лифтом спохватился. Все осмотрели, туда-сюда, нет фотоаппарата. Я к сканеру – нет, ну, тогда уже давай торбить работников на рамке – у меня ценный веник, то есть, фотик, потерялся. Пропустили, стоит себе наш ящик, никто на него внимания не обращает. Надо сказать, что это прогресс. В прошлый раз, во время зимней поездки в Австрию, мы два ноутбука на сканере забыли. Регистрация на рейс проходит без особых проблем, туалет (порадовало наличие всего одной кабинки), снова сканнер, препираемся с девушкой на тему 1,5 литра воды. Специально нашу бутылку из-под Моршинской не выкидывали. Мол, дети только эту пьют. Ладно, идите, только воду сразу спрячьте. Меня уже веселят всякие такие разговоры. Паспортный контроль, дети дуреют, наш гейт самый дальний, зато нужно пройти много горизонтальных эскалаторов, на которых дети пищат от восторга. Еще немного разносим аэропорт. Посадка на борт, сидим по двое и Ира отдельно. Вылет в 18:20. Взлет, Петька беснуется и хулиганит. Ужин, все-таки кормят Турецкие авиалинии хорошо. Порадовали также 3 туалета в хвосте самолета. Очередей не было практически. Посадка, Петька уже сходит с ума, бегает по терминалу, забегает на горизонтальный эскалатор на выходе, и хватает же у него дури развернуться и бежать против движения. На паспортном контроле вообще валяется на полу. Быстро получили чемодан, Таня уже ждала нас. Едем домой, Петька заснул, дома были почти в 10 часов.

В Киеве, за 1000 км на север, все это время было тепло (+15) и солнечно. С погодой нам в этот раз капитально не повезло. Точнее, такой ужасной погоды у нас еще не было. Много чего мы не успели и не посмотрели из-за перманентного дождя. Детям было скучно, потому что площадками наши музеи и мечети не разбавишь (площадок было много). Будет повод еще съездить в Стамбул. Город нам понравился, хотя жить, наверное, я бы там не хотела. Шумно очень. С другой стороны, не чувствуется, что в городе живет 15 миллионов человек. Было достаточно чисто, было достаточно свободно и на улицах, и в транспорте, и в магазинах, и в общепите. Также город достаточно спокойный, никакого пьянства и дебоша мы нигде не видели, равно как и драк и других разборок. Ислам не приветствует потребление спиртного, и действительно почти никто не пьет. Может, в ресторанах разве. В супермаркетах далеко не везде продается спиртное. Леша бы спокойно отпустил меня одну или с детьми в такой город. Я вот еще рассуждала на тему хиджаба. Десять лет назад я бы кричала, что они женщин за людей не считают, что неравенство, что женщины должны сами решать, что им носить. Сейчас я пришла к выводу, что я бы его тоже соблюдала, если бы сейчас мне пришлось жить в мусульманской стране и быть замужем за мусульманином. Мусульманки, как мне показалось, совершенно от него не страдают, просто носят как верхнюю одежду. Мне в целом очень понравился чуть более демократичный вариант, чем паранджа: пальто-платье по фигуре длиной ниже колена и платок на голове. А вообще было очень интересно. С удовольствием поеду в Стамбул и некурортную Турцию еще раз.

П.С. Еще одной неприятностью стал вирус, который мы, скорее всего, подцепили в Турции. Леша начала заболевать еще в день приезда (головная боль и небольшая температура) и окончательно свалился через 2 дня с высокой температурой и кашлем. Полина с Петькой заболели на четвертый день после приезда, началось все с головной боли, потом добавилась температура и потом кашель. Ну, а потом и меня зацепило. Причем меня зацепило больше все. Точнее, дольше всех. Ну, то такое, тягу к дальним странствиям нам болячками не отобьешь.