Мюнхен, ноябрь 2013

Германия (Мюнхен, Меммингем, Гармиш-Партенкирхен)

Мюнхен, 17-21 ноября 2013

Этот отчет претендует на звание самого быстрого – и в плане времени, потраченного на писанину, и в плане времени, прошедшего с возвращения на родину (написала сразу за три дня).

Спустя год, после последней поездки в Мюнхен, зачесалось мне съездить туда с детьми еще разок. И мне с моей подругой Машей увидеться, и детям нашим пообщаться. У Маши две девочки: Ками почти 6 (на 9,5 месяцев старше Полины), Альме 2,5 (на полгода старше Петьки). Весной не сложилось – в апреле мы укатили в Валенсию, потом Полина (а может и Петька тоже) заболела инфекционным мононуклеозом, в мае праздники, а потом в садик вообще надо было походить.  Летом не сложилось – в июне я с детьми неожиданно уехала в Турцию, а потом мы все вместе укатили в Австрию (отчет в процессе). Я даже как-то думала выделить день-два на Машу (мы летели тем же рейсом, что я сейчас), но 1-2 дня – мало. А на больше – уже домой хотелось (у нас поездка 10 дней была). Потом были только дорогие билеты, потом Маша с семьей уехала на море. В сентябре на море уехали мы (отчет еще даже и не в процессе). Потом Октоберфест. В октябре у детей дни рождения, потом я колебалась, ехать ли мне в Турцию с ними (не поехала в итоге). В общем, получилось взять билеты на ноябрь. Да, холодно. Ну, а что делать? Потом зима – рождество, лыжи, Новый год. Ко всему хорошему, у нас виза заканчивалась в конце ноября, поэтому логичным выглядело воспользоваться ей еще разок. Ну, и еще с Полиной вышел казус. Леша проявил инициативу, мол, ну, чего ты будешь с двумя детьми тащиться. Давай, Полина останется, тебе легче будет и т.д. Ну, ладно. Долгие разговоры с Полиной (а она не знает, хочет она ехать или нет). Вроде, уговорил. Папе одному будет скучно, а так они с Полиной будут играться, и папа будет ее каждый день забирать из садика или с гимнастики. Хорошо. Звонок Маше. Облом. Ками уже так настроилась, что Полина приедет, так ждет ее. Снова долгие разговоры с Полиной, потому что она уже решила остаться с папой. Да, ладно, папа ж все время на работе будет, и поздно приезжать, и уставший все время, поиграть уже сил не будет. А так папа хоть отоспится. Уговорили. Дальше мы с Лешей уже крутили, как бы так взять билеты, чтобы Полина поменьше гимнастики пропустила? Кто не в курсе, Полина с сентября ходит на художественную гимнастику в студию Серебрянских, занимается с удовольствием, прогресс огромный (и шпагат, и колесо, и стойка на голове, и колесо на одной руке), ее очень хвалят, пропускать занятия жалко. Садик еще ладно. Занимается она во вторник, четверг вечером, а в субботу утром. Рейсы в Меммингем (100 км на запад от Мюнхена) есть во вторник, четверг, субботу и воскресенье, причем рейс в 6 утра, а назад прилетаем в 12 дня (непосредственно в Мюнхен с пересадкой билеты стоят в 2,5-3 раза дороже, прямой рейс – 3-3,5 раза дороже). Я думала сначала лететь со вторника по субботу, но так 3 занятия надо пропустить. В итоге взяли билеты на воскресенье туда и четверг назад. В четверг Полина попадает на гимнастику, пропускаем только одно занятие – ура!

16.11. С утра едем с Полиной на гимнастику, Петька едет тусить с дедом и братом Костей, а мы с Лешей на прогулку в темпе кардио тренировки. После гимнастики Леша с Полиной на базар покупать зимние вещи, потому как обнаружилось, что из зимних штанов и ботинок Полина выросла, а в Мюнхене вероятен снег. Я иду за Петькой к сестре. Одну машину оставляем в Киеве, попадаем домой уставшие и голодные. Обед, ужин, вялотекущие сборы. Детей как-то удалось уложить спать рано. Петька улегся в 8 (но он сегодня днем не спал), Полина – в 9:30. У меня вечером какой-то жуткий мандраж начался по поводу перелета. Прямо трусило меня. Я, вроде, страх летать изжила года 3 назад. Но вот как-то «прихватило». Оперативно собирались к 11:30. Вылет в 6:10. Пора спать.

17.11. Подъем в 3:30, выезд в 4:00. Никто в машине не спит. Петька заснул перед самым аэропортом. Леша умудрился попасть на красный свет на всех светофорах. Но все равно доехали за 33 минуты до Жулян. На регистрацию очереди нет. Девушка за стойкой умудрилась зарегистрировать только меня (мы стояли перед ней все вместе). Попытка номер два. Папе цем-цем и пока-пока. Сканер, паспортный контроль. Грызем яблоки, ждем посадку. В самолете заняли предпоследний ряд. Это первый Петькин перелет со своим отдельным местом (всего уже 26ой). Пристегнутым ему сидеть быстро надоело. Вытребовала у стюардесс детский ремень. У них типа после двух лет не положено, хотя чем отличался Петька 1 месяц назад, когда ремень был положен, мне непонятно, да и с Полиной мы и после 3 лет иногда ремень просили без проблем.  Посадила Петьку на руки возле окна, ему стало все видно, он успокоился и перестал скакать. Взлет, начинает светать. Горизонт ярко-красный, а небо раскладывается на весь спектр. Попытка снять на Полинин фотоаппарат, не вышло, не тянет он. Но красиво было безумно. Я очень хотела показать детям восход солнца (Полине такие вещи сейчас интересны), но мы летели на запад и поэтому плавно повернулись к солнцу хвостом. Еда, скачки, окно, горы, снег. Мы вполне обошлись без мультиков, но и без сна тоже. Перед посадкой Полина потеряла колечко, и мне пришлось ползать под креслами, чтобы его найти. Очень мягкая посадка, пилот молодец. Дети с восторгом хлопали. Выход, паспортный контроль. Очередь. Пограничник не забыл напомнить мне, что у нас виза заканчивается через 7 дней. Не волнуйтесь, мы через 4 дня летим назад. Почему-то очень долго ждали багаж и мы, и пассажиры рейса из Донецка, который, как и наш, прилетел на 20-25 минут раньше. Петька заснул в коляске, Полина скучает и донимает меня вопросам, когда приедет наш чемодан. В итоге весь рейс скопился возле небольшого конвейера, я три раза пропускала чемодан, потому что подойти было нельзя. Садимся в автобус до Мюнхена, Петька проснулся, автобус долго всех ждал и выехал на 25 минут позже. В автобусе опять кушаем, никто не спит. Дети сидят вместе, я только через проход им еду кидаю. Вокзал, опоздали на 20 минут, выгрузились, как раз Маша приехала. Едем на метро. Район, в котором они живут, я уже знаю, а вот в квартире этой мы первый раз, потому как Маша с семьей год назад переехала. Дома сначала все стесняются – и наши, и их дети. Разделись, осмотрелись, потом я их заиграла конструктором. Причем, Петька первый ринулся строить башню, потом подключилась Полина и Ками, ну, а Альма пока еще больше наблюдатель и больше мамина доця. Учитывая, что она носилась дома без труселей, ее смущение точно можно понять. Мы попили чай, перекусили, собрались и ушли в зоопарк, а Франк (муж) остался дома читать газету. Ехать две остановки на метро, вышли, купили брецели (несладкая выпечка), зашли в зоопарк, дети хотят есть. Сели на первую лавочку, кормим их. Идем дальше. Проходим 100-200 м, дети снова хотят есть. Опять кормим. Смотрим на зверей. Полина устала и просится в коляску посидеть. Первый теплый павильон с обезьянами, и Полина вырубается в коляске. Петька пока идет своим ходом, но я понимаю, что это ненадолго. Через час он начинает откровенно канючить, проситься на руки и нудеть. Конечно, он устал. Я тяну время до кафе, чтобы Полина поспала. Я даже умудрилась нести Петьку на двух руках и двумя руками катить коляску с пятилетним «младенцем». В кафе дети снова хотят есть, взяли им еду, Петя почти ничего не ел. Я разбудила Полину, она села кушать, а Петька немедленно вырубился в коляске. Полина с девчонками поела немного, в итоге пришлось нам с Машкой плотно пообедать. Дальше большая площадка, дети гасают, потом вторая площадка по дороге к выходу, дети и тут покатались. Начинает темнеть, едем домой. В метро Петя проснулся, дома ужин, игры, папа в компьютере, душ и здоровый сон.

18.11. Мы как-то все вместе проснулись в 6:30 (тут время на час назад). И буквально через пару минут проснулась Альма с грандиозной истерикой. Мы спим в гостиной-студии (в квартире еще 2 спальни: детская и взрослая), поэтому все такие «маневры» у нас на виду. Потихоньку все выползли из кроватей. Завтрак, сборы. Сегодня будет хорошая погода, Франк пропустит работу, и мы все вместе поедем в горы. Собираемся долго. В 9:30 Франк уходит за машиной. Своей машины у них нет, но они состоят в городском сообществе по аренде авто. При необходимости можно взять в аренду машину любого размера и вместимости на любое время. За это они платят ежемесячный или ежегодный взнос плюс во время аренды за топливо пропорционально наезженным километрам и за время аренды. Удобно брать машину на «скупиться», потому что это дешевле такси. Ну, и не нужно тратиться на страховку, мучиться с парковкой и т.д. На работу Франк ездит на велосипеде или на метро. Маша ездит редко и тоже на велике или метро. К родителям, в отпуск и т.д. они ездят на поездах. Так что машина им, по сути, не нужна. Хотя нам сложно представить, как можно жить в Европе без машины. Сходили в пекарню за брецелями и булками, приехал Франк с микроавтобусом. Долго загружаемся, поставить автокресла, всех раздеть и распихать по местам. Их дети машины не любят, Альма из автокресла вылазит, Ками может укачаться, берут они с собой кучу игрушек для развлечений, а ехать всего час. У меня таких проблем нет, сели и поехали, никто никуда не раздевается, смотрим в окно, поем песни, слушаем музыку, разговариваем, спим. Едем в Гармиш-Партенкирхен, там находится самая высокая гора Германии Цугшпитце (Zugspitze) 2963 м. Всю дорогу дети едят, брецели и булки предсказуемо заканчиваются еще до приезда в Гармиш. Вчера Маша и Франк смотрели в интернете, нужный подъемник работает. На подъезде к Гармишу появляются таблички, что ничего не работает – профилактика перед сезоном. Останавливаемся в поселке, таксист говорит, что один подъемник работает. В итоге звоним на подъемник. Работает поезд, который плавно поднимается наверх до озера, а потом по туннелю едет практически на вершину Цугшпитце. На Цугшпитце подниматься дорого и неинтересно, там только обзорная площадка, и детям будет нечего делать. Так что поднимемся до озера Айбзе (Eibsee). Франк пришел с билетами, поезд через 25 минут, я сбегала с детьми в магазин прикупить еще еды. Садимся в поезд, много русских. Франк сказал, что в Гармише каждый третий дом принадлежит русским. Дети снова едят. За 25 минут езды в поезде мы сгенерировали нормальный пакет мусора. Приехали к озеру и обнаружили, что вдоль поезда все время шла дорога, и можно было сюда приехать на машине. Вот облом. Ладно, вышли, идем к озеру. Вокруг уже снег, дорога обледеневшая, дети лезут в каждый кусок снега, ползем медленно. Но светит солнце, тепло, хорошо, не дует. В лесу капель. Проползли около километра до мостика, снова кормим детей. Место очень красивое – мостик отделяет небольшую нижнюю часть озера. В озере отражаются горы и небо. Светит солнце, снег искрится на Цугшпитце. Дети трапезничают и швыряют камни в озеро. Франк переоделся и отправился на пробежку. Мы изначально думали обойти озеро (7 км), но на данном этапе стало понятно, что максимум мы еще немного пройдемся и назад, потому что Маша хотела успеть на обратный поезд в 15:15. Позже солнце зайдет за гору, и будет холодно и темно. Так что у нас оставалось 45 минут на прогулку. Прошли мы метров 200, Петька начал канючить. Я собралась посадить его в рюкзачок, но дети снова сели есть. Проглоты какие-то. Мы с Машей расслабились, поняли, что никуда дальше мы уже не пойдем. Я с Полиной отлучилась на 5 минут в туалет, приходим, 2 сюрприза: Пет и Альма обделались. Машка идет искать свой рюкзак с вещами в кустах возле мостика (оставили там, чтобы не тягать), а я пытаюсь прямо тут на лавочке оттереть Петьку влажными салфетками. Изверг скачет, изворачивается и отказывается стоять спокойно. Два раза пригрозила искупать его в озере, на третий раз воплотила угрозу в жизнь. Вода холодная, но пригревает солнце, поэтому терпимо. Петька сразу перестал дергаться и стал серьезным. Заодно отмыла его грязнючие руки и рот. Он вообще в этот выход на улицу умудрился вымазаться с головы до ног. Фух! Одеваемся, идет Франк, он уже переоделся и отправил Машу с детьми по направлению к поезду, а сам пришел мне помочь. Быстро пакуемся, Франк взял Петьку, но тот кричит. Пришлось мне его таки в Эрго запихнуть. Торопимся на поезд, догоняем Машу. Альма в  рюкзаке-переноске Дойтере (Deuter Kid) заснула, и по дороге они потеряли один сапог, нашли тут же. Прыгаем в поезд. Все уставшие и разморенные. Петька засыпает почти сразу, Полина притулилась к окну и тоже посапывает. Ками распласталась на наших рюкзаках. Если честно, я сама в сон проваливалась. В Гармише мы хотели еще сходить на детскую площадку, но все были такие никакие, что мы погрузились в машину и поехали домой. На подъезде к дому попали в тянучку – в Мюнхене расширяют дороги и строят тоннели на средней кольцевой дороге. Выгрузились, Франк поехал ставить машину, а мы с четырьмя детьми в магазин – та еще жесть. Дома ужин, игры, папа в скайпе, душ. Полина быстренько отправилась спать, Петька не укладывается, наконец-то улегся ближе к полуночи, а я еще долго работала (у меня вечер понедельника самый рабочий).

19.11. Утром Петька подорвался как обычно рано – в 6:30. Игры, завтрак, сборы. Сегодня мы едем в Olympiazentrum, Sealife и BMW Welt. Долго собираемся, но с детьми это естественно. Как обычно пекарня, затем прямая ветка метро U3. Выходим к Олимпийскому парку, везде туман, из тумана торчит Штаб-квартира БМВ в форме двигателя высотой 101 м. Олимпийскую башню вообще не видно. Симпатичный парк. Сначала аквариум Sealife. Сам по себе он небольшой – рыбы Дуная, морские рыбы, акулы, скаты, черепахи. Есть бассейн с морскими звездами и ежами – можно трогать руками. Есть комната, которая находится под аквариумом. Плюс по всему маршруту есть станции с печатями для детей. На выходе сели поели. А потом дети вчетвером побежали торбить автомат-акулу  (типа машинки качающейся). Залезли на нее все вместе и скакали там с полчаса. Дальше идем в BMW Welt – это музей и выставка БМВ. Вход бесплатный, выставлены всякие машины БМВ, можно садиться, лазить, трогать. Мы сначала ломанулись к Мини. Петька бегал как заведенный, облазил все машины, остановить нельзя было. Ками и Полина тоже тут посидеть, туда залезть. В общем подурели они основательно. Идем в кафе пить кофе и сок. Петя облился, переодеваю это чудо. В кафе высокие барные стулья, которые еще и крутятся. Петюня 2 раза упал с такого. Напоследок мы решили подняться на второй этаж. Там мотоциклы. Тут мы зависли еще на полчаса. Много фотографировались, обнимались с мотоциклами, валялись на них, вместе и по очереди. На выходе мне Полина заявила, что сегодня был самый крутой день. Едем домой. Альма и Петя заснули в колясках. Старшие нудят и капризничают, устали. Дома Петя проснулся, но я его удачно уложила в кровать, Полина истерит. Успокоили, включили мультики. Мы поели, потом разбудили мелких. Альма поистерила, ужин, игры. Петька снова долго не укладывался, кушал, гадил, баловался. А у Леши сегодня в кои-то веки был спокойный (без криков и скачек) просмотр футбола (Франция-Украина) – матч за выход на чемпионат мира. По факту матч оказался бесполезно-бестолковым (3:0).

20.11. Подъем у Петьки опять ранний. Отправила его на ковер играться, а сама с Полиной еще пыталась поспать. После завтрака идем с детьми в бассейн. Сегодня там занятия для грудничков. Вода теплее обычного – где-то 30 градусов. Полбассейна отдали грудничкам. Забавно было смотреть, как взрослые люди (женщины и мужчины) коллективно поют детям песенки, окунают в воду, кружат и т.д. Это все под руководством большой тети-инструктора и за деньги. Вот честно, стало смешно. Петька запрыгнул в круг и пошел рассекать по бассейну, причем степень его возбуждения была таковой, что на руки его взять было невозможно – он активно толкался ногами. Один раз попытался вылезть из круга. Объяснила ему, чем это грозит, и один раз наглядно показала. Больше не вылазил. Полина сначала купалась в нарукавниках, но потом я разрешила ей их снять – глубина этого бассейна 1 м (у Полины рост 1,15 м). Кроме нашего бассейна был еще детский лягушатник с маленькой горочкой, плавательный бассейн и бассейн на улице с водоворотом и массажами всякими. Мы разок вышли на улицу, Петьке водоворот очень понравился, особенно мощная струя-поток под водой. Немного побаловались в лягушатнике. Потом поели, куда ж без этого. Затем Петька прыгал ко мне с бортика, отлично прыгал. А потом сиганул в воду, когда я была не в бассейне. Спрыгнула за ним, достала и отругала. Потом прыгал только в круге. Восторгу не было предела. Полина плавала, ныряла, прыгала с бортика и тоже балдела. Пробултыхались мы там 3 с лишним часа. Потом все вместе мылись в душе/туалете для инвалидов (там места много), достаточно быстро оделись и кое-как просушились (в этот момент я вспоминаю, почему я не люблю бассейн). На улице Альма и Петька заснули практически сразу. Старшие нудят, что голодные. Пришли домой, Маша готовила обед, а я метнулась в магазин. Хотела накупить всего домой, но шопинг на голодный желудок – это неудачная идея. Хочется купить все, думаешь только о своем голоде, конструктива никакого.  Обед, игры, младшие дети проснулись, поели. Идем гулять, хотя на улице уже темно. Детям взяли беговел и самокат. Они их никак поделить не могли. Пришли на площадку, моросит дождь, сиденья все холодные. Полина разок упала с качели и получила сидушкой по голове. Как-то холодно и мерзко. Старшие устали и капризничают. Я немного побегала с Полиной в догонялки, идем назад, супермаркет, дом ужин, игры. Пообщались с Лешей, собираю вещи, попутно купаю детей. Укладываются они плохо, а мне нужно все найти, и ничего не забыть. В итоге, Полина уложилась раньше, а Петька еще зажигал, кушал, какал, баловался. В конце концов, и он улегся, а за ним и я повалилась спать.

21.11. Подъем в 4:30, такси на 4:50. Метро в это время тоже ходит, но там нужно ехать с пересадкой, 2 минуты на пересадку и 5 минут, чтобы успеть потом на автобус. Я решила не рисковать с детьми, коляской и чемоданом. Одеваемся, быстро выходим, такси уже ждет. Маша меня вчера предупреждала, что у них в такси подставки для детей вмонтированы и выезжают при нажатии кнопочки. И, если спросят, нужно сказать, что Петька весит 15 кг. Так и было – прикольные такие подставки, ну, а сверху штатный ремень. Петьке было нормально (он 13,5 кг). Ехать 10 минут, вокзал, автобуса еще нет, ждем 15 минут, Полина нудит. Холодно. Наконец приехал автобус, Полина сразу спать, Петька не спит, стучит по переднему креслу. Заснул на съезде с автобана к аэропорту. Выходим, тут лежит снег и явно холоднее, чем в Мюнхене. Регистрация, первый завтрак – йогурты. В прошлый наш отлет из Меммингема с тремя детьми  каких-то 5 месяцев назад, нас не пропустили на сканере с йогуртами, и нам пришлось возвращаться назад и немедленно их потреблять. В этот раз нам легко пропустили 2 начатые бутылки с водой (по одной каждому ребенку). В общем, все зависит от настроения конкретного человека. В Борисполе и Жулянах нам пропускают любую еду и 1,5 л полную бутылку с водой. Сразу идем на посадку, по факту самолет был неполный, прилетел раньше, и можно было его отправить из Меммингема еще минут на 20-30 раньше. Снова сели в предпоследний ряд. Петьку опять на руки взяла, но он уже был уставший и недоспавший, поэтому начал дуреть. Весь перелет периодически попадали в небольшую, но заметную турбулентность. Поели, потом мы с Полиной сели учиться читать – я ей перед отъездом из Киева купила букварь. У нее хорошо получалось, поэтому теперь она всем говорит, что за один день научилась читать (сложно это опровергнуть, кстати). Петька уже лез на голову, но никак не укладывался. Посадка, аплодисменты, выгрузка из самолета. Мы, как обычно, последние. И, как обычно, все равно пришлось ждать коляску. А потом начались наши дурацкие реалии. Бешеная очередь на паспортный контроль. Оказалось, что прилетело одновременно три самолета. Все помещение было забито. Так еще и не все окошки работали. Петька уже начал играться с другим мальчиком, который тоже полночи не спал. Они начали задирать друг друга, а потом ломать ограждения. Я на такое не реагирую – это проблема аэропорта, что не может наладить нормальную работу. Люди в очереди, конечно, нервничали, но что тут сделаешь. Дети не спали, уже маловменяемые. Затем цирк с багажом. 2 конвейера, три самолета. Чемоданы кидали, как попало. А пассажиры, как идиоты, мечутся между двумя конвейерами. В итоге мы забирали свой чемодан, когда уже конвейер остановили. Ладно. Я в принципе не торопилась, потому что мы прилетели на полчаса раньше, а Таня в это время только выехала из дома и предупредила, что есть пробки. Так что мы как раз забрали чемодан, когда Таня подъезжала к аэропорту. Потыкались по пробкам перед Севастопольской площадью и уехали на окружную. Дети в машине вырубились, приехали к Тане бутузить с дедом и братиком Котей, вечером на долгожданную гимнастику и домой.

В целом, эта поездка была проще, чем полтора года назад. Младенец на руках означает, что одна, а то и две руки постоянно заняты. Теперь все уже все ходят своим ходом. Только развлечения успевай придумывать, ну, и кормить, конечно.